Профилактическая работа

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.

К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

Процессы, происходящие в обществе:

  • отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
  • несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
  • отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
  • пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
  • отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков;
  • доступность табака, алкоголя, наркотиков.

Состояние семьи, ее атмосфера:

  • неполная семья;
  • материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
  • низкий социально-культурный уровень родителей;
  • отсутствие семейных традиций;
  • стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
  • отрицание самоценности ребенка;
  • удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
  • злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;
  • попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

Признаками проблемных подростков могут являться:

1. Уклонение от учебной деятельности вследствие:

  • неуспеваемости по большинству дисциплин;
  • отставания в интеллектуальном развитии;
  • ориентации на другие виды деятельности;
  • отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

  • отказ от общественных поручений;
  • пренебрежительное отношение к делам колледжа/ группы;
  • пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления: употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, тяга к азартным играм, курение, нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к преподавателям и взрослым: грубость, драки, прогулы, пропуски занятий, недисциплинированность на занятиях, избиение слабых, младших, вымогательство, жестокое отношение к животным, воровство, нарушение общественного порядка, немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное, скептическое, негативное, ожесточенное.

Безусловно, таким подросткам необходима педагогическая реабилитация.

На преподавателей и кураторов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у обучающихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный.

Специфическая задача колледжа в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.

Планы работы

Социально — психологическое тестирование