Анна Дейникина рассказывает о том, ЧТО ТАКОЕ МНЕМОНИКА?
Память и обучение являются сторонами одного процесса адаптивного поведения. Под обучением подразумевают обычно механизмы приобретения и фиксации информации, а под памятью — механизмы фиксации, хранения и извлечения этой информации.
Существует совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) – мнемоника.
Мнемотехнические «законы» памяти:
Закон интереса – то, что нам интересно запоминается легче.
Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки - если человек сам себе дал команду запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т. е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Эффект наличия связей нового материала с известным - информация, для которой существуют или хорошо выстраиваются ассоциативные связи со знакомыми понятиями усваивается и запоминается лучше.
Эффект контекста - заключается в увеличении продуктивности памяти (воспроизведения и, в меньшей степени, узнавания) благодаря совпадению условий (внешних и внутренних) на этапе запоминания (в ознакомительной фазе) и этапе тестирования.
Закон торможения - при изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда - чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.
Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале (эффект первичности) и в конце (эффект недавности).
Эффект изоляции (эффект Ресторфф) - лучше запоминается фигура, отличающаяся от более или менее однородного фона.
Эффект реминисценции (эффект Белларда) - когда отсроченное воспроизведение продуктивнее непосредственного.
Закон повторения - лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости (эффект Зейгарник) - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т. д.
Правила постепенного усвоения материала - большой материал лучше запоминается порциями с промежутками между занятиями, а не целиком (перед экзаменом, авральным способом).