Клуб работодателей

Визитные карточки предприятий

База историй успеха выпускников

База историй успеха выпускников

Алексей Александрович Николаев, будущий министр автомобильных дорог России, родился 8 апреля 1914 года в Москве в вблизи Птичьего рынка. Отец его, Александр Власович, работал телеграфистом на железной дороге Москва – Санкт - Петербург. Мать была домохозяйкой занималась воспитанием детей. Семья занимала небольшую квартиру в рабочем районе Рогожской заставы.

Семья Николаевых пополнилась, у Алексея появилась сестра Елена, а за ней и два брата Коля и Толя.

Вместе со всей страной семья перенесла голодные и холодные годы, связанные с войнами, революцией и становлением новой России.

Алексей рос смышленым мальчуганом. Хорошо рисовал и карандашом и акварельными красками, рано пристрастился с помощью отца к столярным и слесарным работам, благо у отца был хороший столярный и слесарный инструмент и он владел им в совершенстве.

В 1922 году Алексей Николаев поступил в первый класс семилетней школы № 29 в бывшем Рогожско – Симоновском районе. Смышленый ученик, да еще с задатками талантливого художника, быстро завоевал школьный авторитет. Алексей закончив в 1929 году с «Похвальным листом» семилетку, должен был определиться с выбором будущей профессии.

Александр Власович хотел видеть своего сына железнодорожником и вполне справедливо считал профессию железнодорожного телеграфиста исключительно почетной, а всю систему железных дорог надежней любой другой профессиональной системы.

Молодежь же в те годы волновали другие профессии. Еще не подошло время призыва в аэрофлот, но написанный белой краской на кумаче лозунг «Все в Автодор. Посадим рабочего на автомобиль, а крестьянина на трактор!», висевший еще с майских праздников при входе в школу № 29 напоминал о новых, еще неизведанных профессиях.

И будущий российский министр отправился на Бакунинскую улицу , 81 в Московский автодорожный техникум.

Отец и мать особенно не сопротивлялись его решению, и с 1сентября 1929 года Алексей начал осваивать профессию дорожника, которая стала для него любимой и единственной на всю оставшуюся жизнь.

Учеба в техникуме проходила в примечательное для страны время: индустриализация, коллективизация, культурная революция, производство первых отечественных автомобилей и тракторов, борьба с неграмотностью, создание Главсевморпути и «головокружение от успехов» и строительство Беломорканала и Турксиба, освоение «Северов» и Дальнего Востока. СССР превратился в грандиозную стройку, и везде испытывалась нужда в профессиональных кадрах.

Учеба в техникуме серьезно отличалась от учебы школьной. Наряду с привычными предметами: литературой, физикой, химией, математикой, появились специальные предметы. Особенно Алексея интересовали дорожно-строительные материалы, геодезия, строительство дорог и мостов. Правда в то время учебно-техническая база была очень слабая и он, используя слесарные и столярные уроки отца, активно участвовал в изготовлении моделей мостов, водопропускных труб, гражданских сооружений, отдельных простейших дорожных механизмов. Работая в дорожных организациях, в том числе на высоких постах, Алексей Александрович всегда с большой теплотой вспоминал Московский автодорожный техникум, где ему привили уважение к общественной деятельности, научили работать с людьми и вести их за собой, - свойства, необходимые в практической работе любому руководителю.

Весной 1932 года 18-летний Алексей Николаев успешно окончил Московский автодорожный техникум, получил диплом техника-дорожника и местом своей первой работы выбрал остров Сахалин. Чем он руководствовался в своем выборе, навсегда осталось тайной: толи призыв комсомола «Молодежь на Дальний Восток», то ли желанием посмотреть нашу необъятную Родину, то ли стремление примерить свои молодые силы там. Где труднее, где идет освоение дикого края. Но в любом случае у него были возможности подобрать и более теплый край, и более близкий к столице регион.

Более двух месяцев Алексей добирался до места своей первой работы. Сменяя железнодорожный вагон на морской пароход, пароход на грузовик, грузовик на телегу, в которую была впряжена низкорослая сахалинская лошадка, которую возница-нивх, плохо говоривший по-русски, но отлично владевший кнутом, стегал всю дорогу, громко ругая по-нивхски.

Алексей, жалея избитую лошадь и зная, что нивх не понимает его замечаний, слез с телеги и больше двадцати километров шел пешком, причем почти все время в гору, до своего нового места жительства и работы – села Адомытова у реки Тымь.

Получив должность техника, он возглавил строительство деревянного моста ригельно- подкосной системы через реку Тымь.